Маршрут соединит восток с Кыргызстаном через существующую железнодорожную линию Андижан (Узбекистан) — Ош (Кыргызстан). Железная дорога Ферганской долины обладает серьезным потенциалом. Линия разделит Кыргызстан пополам, соединяя на севере с Алматой (Казахстан). Алматы уже связан с Китаем благодаря высокоскоростной магистралью до Урумчи (столица китайской провинции Синьцзян — прим. ред.) и и национальной железнодорожной сетью Китая.
Южный маршрут должен был пересечь Кыргызстан и войти в Китай через пограничный переход Эркештам, недалеко от Кашгара. Со временем дорога, возможно, соединит юг с другой предполагаемой железной дорогой, идущей от Кашгара до Гилгита в Пакистане, присоединится к национальной железнодорожной сети Пакистана и снова через порты на Аравийском море.
Эти проекты стоят дорого, и им мешают как стоимость, политические махинации, так и чисто инженерные проблемы. Однако политическая ситуация в Кыргызстане сейчас улаживается, и у власти находится прагматичный, менее эгоистичный президент. Если удастся найти финансирование, то этот путь скорее всего заработает.
Современный Узбекистан движется вперед не только благодаря потенциальному новому железнодорожному сообщению. Страна приняла более прозрачный метод управления и последовала международным протоколам и финансовым реформам, что сделало ее центральноазиатской любимицей Запада.
Узбекистан также не зависит от Китая в финансировании инфраструктуры. Страна принимает модели ГЧП для развития платных дорог и других инфраструктурных проектов, включая банковское дело и финансы. Это привлекло международных инвесторов, которые также приветствуются в сфере банковских и финансовых услуг Узбекистана, что нетипично для стран Центральной Азии.
Эти изменения произошли с 2016 года, когда ушел из жизни предыдущий президент, советский сторонник жесткой линии Ислам Каримов. Глава международного консалтингового агентства и автор статьи Крис Девоншир рассказывает собственную историю о том, как он был жертвой сложной политики Узбекистана. До того, как при подаче заявления на визу для путешествия в Ташкент его заявление на визу из посольства Узбекистана в Сингапуре постоянно задерживалось.
Это заявление должно было сопровождаться дорогим и невозвратным обратным билетом бизнес-класса, в дополнение к заранее оплаченному проживанию и трансферу, туристической страховке, реквизитами его банковских счетов и подробному маршруту. Его виза оставалась не выданной до самого дня отъезда. О том, что виза готова Крису Девонширу позвонили за 2 часа до вылета его самолета. С учетом временных затрат на дорогу в консульство и аэропорт, Крис не успел получить визу и потерял деньги. Его рассказ наглядно иллюстрирует старый Узбекистан.
Сегодняшний Узбекистан, всего пять лет спустя, совершенно другой, инновационный и дружелюбный к бизнес-инвестору. Страна предлагает безвизовый доступ многим гражданам. Налоги, включая НДС были снижены до 15%, поскольку страна начинает проводить финансовую и налоговую реформу для стимулирования торговли. Это воодушевило Европейский Союз, который согласовал с Узбекистаном программу GSP+, направленную на снижение тарифов на узбекский экспорт и импорт из ЕС. Carrefour услышали об этом и в результате открыли свои первые магазины в Центральной Азии. Другие инвесторы должны делать то же самое.
Хотя многое еще предстоит сделать для облегчения доступа на Восток, Каспийский и INSTC маршруты уже функционируют, открывая доступ в Узбекистан с Запада и Индии. Страны обладают значительными рынками сбыта, что также не ускользнуло от внимания Британии после Брексита, которая подписала торговое соглашение с Ташкентом, первым из центральноазиатских государств.
Есть и дополнительные торговые события. Узбекистан недавно присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в качестве страны-наблюдателя и заявил о намерении стать полноправным членом. Это потребует некоторых реформ со стороны ЕАЭС, и особенно в таможенном регулировании, которое остается неудобным и требует внимания.
ЕАЭС включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию и предоставит Узбекистану свободный торговый доступ на эти рынки. Если бы Узбекистан присоединился в качестве полноправного члена, а не вел переговоры о зоне свободной торговли, это также открыло бы ЗСТ, которую ЕАЭС имеет с Ираном, Сингапуром и Вьетнамом.
Впереди еще многое – Китай ведет переговоры о снижении тарифов на торговлю с ЕАЭС, а Индия, Египет и ряд стран АСЕАН также обсуждают свободную торговлю. Это значительно расширит возможности доступа на рынок Узбекистана и в то же время создаст огромные стимулы для его экспортеров.
В долгосрочной перспективе мы надеемся, что узбекский опыт открытости и реформ распространится на всю остальную Центральную Азию и предоставит новые рыночные возможности. Узбекистан, безусловно, является хорошим местом для начала этого процесса.
Автор —
Перевод — Анна Чередниченко
Фото из открытых источников, Дезан Шира
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту