Железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс (БТК) является высокоскоростной магистралью. Маршрут пересекает Восток-Запад через Актау, Казахстанский Каспийский морской порт. Узбекистан имеет западное железнодорожное сообщение с Казахстаном, проходящее от Каракалпакии до Бейнеу и далее на Актау.
Отсюда товары отправляются в Бакинский порт Азербайджана, пересекая Кавказ, в столицу Грузии Тбилиси, а затем идут на юг в Карс, на турецкую границу. Из Карса товары могут быть рассредоточены по всей Турции, в Иран и через турецкую железнодорожную сеть в ее различные Черноморские порты, обеспечивая дополнительные связи с рынками Украины и Европейского Союза через порт Констанца в Румынии и болгарский порт Варна. Этот маршрут стратегически важен, поскольку он обходит Россию и предлагает Китаю альтернативный южный маршрут.
БТК завершает строительство транспортного коридора, связывающего Азербайджан с Турцией (а следовательно, Центральную Азию и Китай с Европой) по железной дороге. В 2015 году грузовому поезду потребовалось всего 15 дней, чтобы добраться из Южной Кореи в Стамбул через Китай, Казахстан, Азербайджан и Грузию — значительно меньше времени, чем морским путем. Эта линия предназначена для перевозки первоначального годового объема в 6,5 млн тонн и 1 млн пассажиров, что приведет к долгосрочному целевому показателю в 17 млн тонн и 3 млн пассажиров. Следовательно, это напрямую связывает крупные рынки Турции, Кавказа и Европейского Союза с Узбекистаном.
Узбекистан уже имеет соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Грузией и Украиной. В настоящее время ведутся переговоры с Анкарой о заключении соглашения о свободной торговле с Турцией. Узбекистан также имеет преференциальное торговое соглашение с ЕС, которое недавно было модернизировано, удвоив объем применимых товаров. Аналогичные условия были согласованы страной и с Великобританией.
INSTC — это мультимодальный маршрут, идущий из крупнейшего индийского порта в Мумбаи через судоходство в южный иранский порт Чабахар. Там контейнеры помещаются на автомобильные и железнодорожные пути и транспортируются на север в иранский порт Анзали на Каспийском море, перегружаются на суда и отправляются по портам Азербайджана. Затем груз могут снова отправить с железнодорожной линией Баку-Тбилиси- Карс через Грузию, Турцию и Черноморские порты в Европу, на север в Россию и на северо-восток в Туркменистан и Казахстан.
Это звучит сложно, но использование этого маршрута менее затратно и быстрее, чем маршрут Суэцкого канала к тем же направлениям. Интерес для Узбекистана представляет отрог INSTC, Транскаспийская железная дорога, идущая на восток из Ирана в Туркменистан, которая соединяется с узбекской железнодорожной сетью из приграничных городов Туркменабад и Ургенч в Узбекистане.
Этот маршрут был согласован в прошлом году между правительствами Узбекистана, Афганистана и Пакистана. Договоренности предполагают строительство 573-километрового маршрута из Мазари-Шарифа в Пешавар через Кабул. Проект, предполагаемая стоимость которого составляет 5 млрд долларов, обеспечит доступ Узбекистана к пакистанским морским портам в Персидском заливе. Это часть Четырехстороннего Соглашения о транзитных перевозках (QTTA), который также связан с Китайско-Пакистанским экономическим коридором (CPEC).
В Узбекистане председатель Национального Сената Танзила Нарбаева назвала эту сделку “событием века”, отметив ее как “еще один пример активного проведения Узбекистаном открытой и прагматичной внешней политики.” Продолжение в следующей публикации.
Автор —
Перевод — Анна Чередниченко
Фото из открытых источников, Дезан Шира
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту