Маршрут соединит восток с Кыргызстаном через существующую железнодорожную линию Андижан (Узбекистан) — Ош (Кыргызстан). Железная дорога Ферганской долины обладает серьезным потенциалом. Линия разделит Кыргызстан пополам, соединяя на севере с Алматой (Казахстан). Алматы уже связан с Китаем благодаря высокоскоростной магистралью до Урумчи (столица китайской провинции Синьцзян — прим. ред.) и и национальной железнодорожной сетью Китая.
Южный маршрут должен был пересечь Кыргызстан и войти в Китай через пограничный переход Эркештам, недалеко от Кашгара. Со временем дорога, возможно, соединит юг с другой предполагаемой железной дорогой, идущей от Кашгара до Гилгита в Пакистане, присоединится к национальной железнодорожной сети Пакистана и снова через порты на Аравийском море.
Эти проекты стоят дорого, и им мешают как стоимость, политические махинации, так и чисто инженерные проблемы. Однако политическая ситуация в Кыргызстане сейчас улаживается, и у власти находится прагматичный, менее эгоистичный президент. Если удастся найти финансирование, то этот путь скорее всего заработает.
![]()
Современный Узбекистан движется вперед не только благодаря потенциальному новому железнодорожному сообщению. Страна приняла более прозрачный метод управления и последовала международным протоколам и финансовым реформам, что сделало ее центральноазиатской любимицей Запада.
Узбекистан также не зависит от Китая в финансировании инфраструктуры. Страна принимает модели ГЧП для развития платных дорог и других инфраструктурных проектов, включая банковское дело и финансы. Это привлекло международных инвесторов, которые также приветствуются в сфере банковских и финансовых услуг Узбекистана, что нетипично для стран Центральной Азии.
![]()
Эти изменения произошли с 2016 года, когда ушел из жизни предыдущий президент, советский сторонник жесткой линии Ислам Каримов. Глава международного консалтингового агентства и автор статьи Крис Девоншир рассказывает собственную историю о том, как он был жертвой сложной политики Узбекистана. До того, как при подаче заявления на визу для путешествия в Ташкент его заявление на визу из посольства Узбекистана в Сингапуре постоянно задерживалось.
Это заявление должно было сопровождаться дорогим и невозвратным обратным билетом бизнес-класса, в дополнение к заранее оплаченному проживанию и трансферу, туристической страховке, реквизитами его банковских счетов и подробному маршруту. Его виза оставалась не выданной до самого дня отъезда. О том, что виза готова Крису Девонширу позвонили за 2 часа до вылета его самолета. С учетом временных затрат на дорогу в консульство и аэропорт, Крис не успел получить визу и потерял деньги. Его рассказ наглядно иллюстрирует старый Узбекистан.
Сегодняшний Узбекистан, всего пять лет спустя, совершенно другой, инновационный и дружелюбный к бизнес-инвестору. Страна предлагает безвизовый доступ многим гражданам. Налоги, включая НДС были снижены до 15%, поскольку страна начинает проводить финансовую и налоговую реформу для стимулирования торговли. Это воодушевило Европейский Союз, который согласовал с Узбекистаном программу GSP+, направленную на снижение тарифов на узбекский экспорт и импорт из ЕС. Carrefour услышали об этом и в результате открыли свои первые магазины в Центральной Азии. Другие инвесторы должны делать то же самое.
Хотя многое еще предстоит сделать для облегчения доступа на Восток, Каспийский и INSTC маршруты уже функционируют, открывая доступ в Узбекистан с Запада и Индии. Страны обладают значительными рынками сбыта, что также не ускользнуло от внимания Британии после Брексита, которая подписала торговое соглашение с Ташкентом, первым из центральноазиатских государств.
Есть и дополнительные торговые события. Узбекистан недавно присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в качестве страны-наблюдателя и заявил о намерении стать полноправным членом. Это потребует некоторых реформ со стороны ЕАЭС, и особенно в таможенном регулировании, которое остается неудобным и требует внимания.
ЕАЭС включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию и предоставит Узбекистану свободный торговый доступ на эти рынки. Если бы Узбекистан присоединился в качестве полноправного члена, а не вел переговоры о зоне свободной торговли, это также открыло бы ЗСТ, которую ЕАЭС имеет с Ираном, Сингапуром и Вьетнамом.
Впереди еще многое – Китай ведет переговоры о снижении тарифов на торговлю с ЕАЭС, а Индия, Египет и ряд стран АСЕАН также обсуждают свободную торговлю. Это значительно расширит возможности доступа на рынок Узбекистана и в то же время создаст огромные стимулы для его экспортеров.
В долгосрочной перспективе мы надеемся, что узбекский опыт открытости и реформ распространится на всю остальную Центральную Азию и предоставит новые рыночные возможности. Узбекистан, безусловно, является хорошим местом для начала этого процесса.
Автор —
Перевод — Анна Чередниченко
Фото из открытых источников, Дезан Шира
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту