Швеция — родина самых успешных мировых бизнесов и ведущая страна в области корпоративной социальной ответственности. Последнее означает, что бизнес работает с учетом вопросов изменения климата, прав человека, гендерных аспектов, борьбы с коррупцией, в том числе и при стратегическом планировании деловой активности.
Менталитет шведов имеет ряд своих особенностей, которые легли в основу деловой культуры и этикета. Например, шведы очень редко произносят категоричные “да” или нет”, так как они могут привести к конфликту. Поэтому они отвечают уклончиво, говоря «nja«, что означает “да-но-нет-но-да-но”, либо заменяют на “может быть”, “я посмотрю, что смогу сделать”.
В деловой жизни шведы неформальны и неторопливы, однако ценят профессионализм. Допустимо редко появляться на работе или трудится из дома, но работать эффективно. Кроме того, здесь не склонны тратить на работу личное время, которое предназначено для отдыха или семьи. Поэтому не стоит звонить партнерам вне рабочие часы.
Стоит учитывать, что шведы не приемлют истерическое поведение, проявление рассерженности, раздражения. Истерия считается ненормальной и неудобной, особенно она не должна проявляться в рабочее время.
Еще одна особенность шведской деловой культуры — способ принятия решения. Для шведов главное, чтобы все мнения были учтены и все заинтересованные стороны были вовлечены в процесс обсуждения. Поэтому процесс принятия решения может занять некоторое время.
Деловые встречи планируют за несколько недель и подтверждаются накануне мероприятия. Лучше всего мероприятие назначать на 9.00-10.00 или 14-16.00. После 16.00 встречи не назначаются, так как это личное время. Кроме того, не стоит планировать встречи на летние месяцы и период конец февраля — начала марта, так как в это время распространены отпуска.
В Швеции ценится пунктуальность, которая символизирует уважение и эффективность, поэтому не стоит опаздывать. Приветствовать и прощаться с партнерами принято крепким рукопожатием.
Начать деловую встречу стоит с краткой и вежливой светской беседы. Хорошее настроение приветствуется, но юмор должен быть сведен к минимуму. Знание английского языка распространено в Швеции. Он включен в образовательную программу в школе, а теле-передачи или фильмы не переводятся, а сопровождаются субтитрами. Однако иностранным предпринимателям все же рекомендуется выучить пару фраз по-шведски и продемонстрировать знание языка своим партнерам.
Так как шведы любят составлять планы и графики, то во время встречи следует строго придерживаться повестки. Важно убедиться, что все стороны принимают участие в обсуждениях, принятии решений без споров и противоречивых позиций.
По итогам совещания составляется резюме, в котором прописываются основные договоренности и решения. Для иностранных бизнесменов важно выполнять обещания, данные на деловых переговорах, а согласованные задачи — в срок. Это положительно отразится на вашем авторитете и поможет выстроить доверительные отношения, которые являются необходимым условием любых бизнесов.
Шведы придерживаются моды и стиля, любят качество, хорошо одеваются особенно для публичных мероприятий или же встреч. Повседневная одежда здесь популярна и в офисах.
Однако на деловые встречи необходимо одеваться более консервативно, сдержанно и скромно. Для мужчин подходящей одеждой является темный костюм с галстуком, а для женщин — деловой костюм с юбкой или брюками и блузкой. Стоит избегать ярких кричащих цветов. Здесь даже самые высокопоставленные руководители не одеваются так изысканно, как среднестатистические сотрудники.
В общем и целом, знание особенностей шведской деловой культуры и этикета поможет найти партнеров и наладить деловые отношения экспортерам и иностранным инвесторам.
ТОП перспективных отраслей для экспорта и инвестирования в Швецию
«Стабильность и рост»: особенности шведского рынка
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту