Первое, что стоит принять во внимание иностранным компаниям, Китай — это не однородный рынок. Страна фрагментирована и ее следует рассматривать как совокупность отдельных субрынков. В статье поговорим об особенностях китайских рынков и кластеризацию регионов.
Китай переходит от экспортно ориентированной экономики к экономике потребления. Быстрое экономическое развитие Китая началось в 1979 году в прибрежных районах на Востоке. С тех пор экономическое развитие начало двигаться на Запад. Поэтому, чем дальше вы удаляетесь от побережья, тем менее развитыми становятся районы.
Взглянув на ВВП провинции, вы можете найти существенные различия между регионами. По данным ВВП за 2016 год Шанхай сопоставим с Финляндией, а провинция Юньнань — с Малайзией.
Следовательно, покупательская способность и поведение потребителей сильно различаются в регионах. Также в каждом регионе существуют конкретные проблемы: жесткая конкуренция в развитых регионах, чувствительность цен в центральных и слабая инфраструктура в наименее развитых.
Кластеризация регионов на основе их ВВП, численности населения и экономического роста не учитывает местные вкусы и предпочтения.
В регионах и городах Китая существуют значительные различия в культурах, кухнях, диалектах, климате и покупательских привычках.
Существуют и стереотипы. Например, северо-восточные жители агрессивны и вспыльчивы, в то время как шанхайцы считаются более западными и сообразительными. На юге люди предпочитают питаться рисом, а на севере — продуктами на основе пшеницы — лапшой. На юге есть изобилие воды, а Север борется с сильными засухами.
Огромные размеры Китая требуют целенаправленного подхода, учитывающего региональные различия и сопутствующие им проблемы.
Перед заходом на китайский рынок стоит изучить региональные различия. Также рекомендуется разработать набор критериев, которые будут использоваться для определения привлекательности товара или услуги для конкретного города, региона или кластера.
При этом следует учитывать все факторы, начиная от местных вкусов и предпочтений и заканчивая покупательской способностью и местной инфраструктурой, политикой и сертификационными органами. Как только ваше первоначальное исследование рынка будет завершено, можно будет разработать стратегию для каждого целевого сегмента.
Каждый сегмент, скорее всего, будет состоять из нескольких регионов / городов, которые сгруппированы вместе по схожим признакам.
Иностранные компании в секторе B2C в основном привлекаются в более богатые прибрежные города Китая, b2b-бизнесы разбросаны по всей стране.
Отчасти это связано с промышленными кластерами Китая в конкретных регионах и городах по всей стране. Например, Пекин фокусируется на IT и электронике, Гуанчжоу — на автомобилях, а Цзянсу — на биомедицине.
Во многих случаях B2B-компании находят больше возможностей в развивающихся городах второго и третьего уровня. Зачастую более отдаленные регионы также предлагают неплохие условия для привлечения местного и иностранного бизнеса.
Поддержка, как правило, состоит из льготных налоговых режимов, субсидий и рекомендаций на начальном этапе запуска.
Таким образом, перед выходом на китайский рынок следует тщательно изучить особенности того региона, в котором вы собираетесь работать.
Также по теме:
Рынок Китая: возможности и перспективы
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту