Казахстан является Прикаспийской страной и развивает огромный грузовой и контейнерный порт в Актау, который помогает грузовым перевозкам достигать близлежащих рынков на Кавказе и далее в Турцию и, в конечном счете, в Европу по железнодорожной сети Баку-Тбилиси-Карс. Эта железнодорожная сеть простирается от Бакинского порта в Азербайджане до Грузии и Турции, берегов Черного моря и рынков в Европейский Союз.
Казахстан уже сейчас находится в чрезвычайно выгодном положении для того, чтобы извлечь выгоду из инициативы «Пояс и путь». Это может быть дополнительно усилено, особенно если правительство сможет повлиять на финансирование этих дополнительных центральноазиатских железнодорожных сетей и добиться их строительства. Китай, со своей стороны, кажется заинтересованным.
Казахстанская экономика является крупнейшей в Центральной Азии, и ее расположение имеет решающее значение для инициативы “Пояс и путь”. Несмотря на некоторые пробелы, его инфраструктура является наиболее развитой в регионе. В то время как завершение транспортных проектов БРИ сократит время транспортировки казахстанских грузов и увеличит поток прямых иностранных инвестиций, ненефтяной экспорт и ВВП. Основная часть этого увеличения зависит от упрощения процедур торговли и реформ логистики с учетом существующей неэффективности пересечения границ.
Дополнительные реформы, направленные на либерализацию прямых иностранных инвестиций, снижение торговых ограничений и устранение препятствий для роста сельского хозяйства, помогут максимизировать выгоды. Политика, которая улучшает связи с центральноазиатскими внутренними районами, обеспечивает мобильность рабочей силы и расширяет доступ к услугам по всей стране, может уменьшить пространственное неравенство, которое обычно генерируют инвестиции в транспортную инфраструктуру. Поддержка инициативы “Пояс и путь” трансграничной транспортной инфраструктуры принесла пользу Казахстану.
Правительство не использовало большую часть имеющегося финансирования Китая, поскольку, будучи страной, не имеющей выхода к морю, оно извлекает выгоду из легкой доступности такого финансирования для соседних стран и улучшения их транспортной сети. Три маршрута инициативы “Пояс и путь” проходят через казахстанские города. Два маршрута соединяются с Европой, а третий проходит через Узбекистан и Туркменистан, чтобы соединиться с Ираном и Западной Азией, а также с Индией через иранские порты.
Регулярные железнодорожные перевозки по маршрутам коридора инициативы “Пояс и путь” в Европу являются частыми и надежными, а международные и местные логистические компании предлагают все более широкий спектр услуг по более конкурентоспособным ценам. Груз, перевозимый по этим маршрутам, уже удвоился в 2020 году и, похоже, такая динамика сохранится.
Предполагаемое сокращение сроков отгрузки и рост экспорта после завершения транспортных проектов инициативы “Пояс и путь” будут усилены упрощением процедур торговли и реформами логистики. Улучшение инфраструктуры “Пояса и пути” сокращает время отгрузки товаров из Казахстана более чем на 8%, а торговые издержки — на 4%.
Но размер этого сокращения может быть в два с половиной раза больше, если транспортные проекты “Пояса и пути” будут сопровождаться реформами, которые вдвое сократят задержки при пересечении границ. Это требует реформ на уровне Евразийского экономического союза, одним из основателей которого является Казахстан наряду с Россией, Арменией, Беларусью и Кыргызстаном.
Некоторые преимущества сокращения времени отгрузки уже видны. Ненефтяной экспорт Казахстана в последние годы вырос, и страна стала привлекательной для иностранных, в том числе китайских, инвестиций в ненефтяной сектор.
Оценки Всемирного банка также показывают, что прирост “Пояса и пути” от сокращения времени отгрузки гораздо больше для ненефтяного экспорта. Внешний спрос на некоторые виды казахстанского экспорта (сельское хозяйство и переработанные пищевые продукты, транспортное оборудование и обработанные металлы), по оценкам, возрастет, поскольку их конкурентоспособное производство зависит от чувствительных ко времени импортных ресурсов.
Замена контейнеров с китайских на казахстанские железнодорожные колеи в Алматы.
Развитие экспорта будет зависеть от тех секторов, которые привлекут адекватных иностранных инвесторов с необходимыми технологиями для производства конкурентоспособной продукции. А также от казахстанского правительства, которое осуществит дополнительные реформы, облегчающие поставки. “Пояс и путь” потенциально может оказать большое влияние на ВВП.
Влияние только улучшенной инфраструктуры на ВВП Казахстана оценивается примерно в 6,5%; в то время как улучшение упрощения процедур торговли и снижение тарифов вдоль коридоров добавят около 9%.
Как уже упоминалось, некоторые из этих реформ связаны с Евразийским экономическим союзом и соглашениями о таможенном режиме. В настоящее время они приобретают некоторую актуальность по мере того, как государства-члены стремятся преодолеть недавние экономические спады, и есть обнадеживающие признаки того, что эти изменения теперь могут быть осуществлены.
ЕАЭС также имеет дополнительные соглашения о свободной торговле с Ираном, Сербией, Сингапуром и Вьетнамом, в то время как Китай подписал соглашение, однако все еще находится в процессе согласования тарифов. Другие страны, как известно, ведут переговоры с ЕАЭС о Зонах свободной торговли, включая большинство стран АСЕАН, Пакистан, Узбекистан, Турцию, Израиль и Египет, все они будут стимулировать казахстанскую торговлю и инвестиции, когда они вступят в силу.
По состоянию на апрель 2019 года Казахстан инвестировал около 30 миллиардов долларов США в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций в рамках Инициативы «Пояс и путь».
Благодаря модернизации национальной инфраструктуры и межконтинентальным транспортным маршрутам Казахстан может ежегодно получать потенциальные транзитные сборы в размере 5 миллиардов долларов США от товаров, перемещающихся через него на другие рынки. Именно этот новый поток доходов можно развивать.
Казахстан перейдет от сельскохозяйственной и энергетической игры к диверсификации путем развития сервисной экономики в области перевалки грузов, логистики, складирования и производства добавленной стоимости. Возможности в этих секторах окажутся выгодными для инвесторов.
Автор —
Перевод — Анна Чередниченко
Фото Дезан Шира
Казахстан: дорога «Пояс и путь» в Европу и Центральную Азию (Часть 1 )
Казахстан — деловое сердце Центральной Азии
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту