Казахстан: дорога "Пояс и путь" в Европу и Центральную Азию (Часть 2) - Российский экспортный клуб Помогите улучшить сайт
Разделы
О нас
Полезные материалы

Казахстан: дорога «Пояс и путь» в Европу и Центральную Азию (Часть 2)

9 августа 2021

Каспийское сообщение

Казахстан является Прикаспийской страной и развивает огромный грузовой и контейнерный порт в Актау, который помогает грузовым перевозкам достигать близлежащих рынков на Кавказе и далее в Турцию и, в конечном счете, в Европу по железнодорожной сети Баку-Тбилиси-Карс. Эта железнодорожная сеть простирается от Бакинского порта в Азербайджане до Грузии и Турции, берегов Черного моря и рынков в Европейский Союз.

Казахстан уже сейчас находится в чрезвычайно выгодном положении для того, чтобы извлечь выгоду из инициативы «Пояс и путь». Это может быть дополнительно усилено, особенно если правительство сможет повлиять на финансирование этих дополнительных центральноазиатских железнодорожных сетей и добиться их строительства. Китай, со своей стороны, кажется заинтересованным.

Казахстанская экономика является крупнейшей в Центральной Азии, и ее расположение имеет решающее значение для инициативы “Пояс и путь”. Несмотря на некоторые пробелы, его инфраструктура является наиболее развитой в регионе. В то время как завершение транспортных проектов БРИ сократит время транспортировки казахстанских грузов и увеличит поток прямых иностранных инвестиций, ненефтяной экспорт и ВВП. Основная часть этого увеличения зависит от упрощения процедур торговли и реформ логистики с учетом существующей неэффективности пересечения границ.

Дополнительные реформы, направленные на либерализацию прямых иностранных инвестиций, снижение торговых ограничений и устранение препятствий для роста сельского хозяйства, помогут максимизировать выгоды. Политика, которая улучшает связи с центральноазиатскими внутренними районами, обеспечивает мобильность рабочей силы и расширяет доступ к услугам по всей стране, может уменьшить пространственное неравенство, которое обычно генерируют инвестиции в транспортную инфраструктуру. Поддержка инициативы “Пояс и путь” трансграничной транспортной инфраструктуры принесла пользу Казахстану.

Правительство не использовало большую часть имеющегося финансирования Китая, поскольку, будучи страной, не имеющей выхода к морю, оно извлекает выгоду из легкой доступности такого финансирования для соседних стран и улучшения их транспортной сети. Три маршрута инициативы “Пояс и путь” проходят через казахстанские города. Два маршрута соединяются с Европой, а третий проходит через Узбекистан и Туркменистан, чтобы соединиться с Ираном и Западной Азией, а также с Индией через иранские порты.

Регулярные железнодорожные перевозки по маршрутам коридора инициативы “Пояс и путь” в Европу являются частыми и надежными, а международные и местные логистические компании предлагают все более широкий спектр услуг по более конкурентоспособным ценам. Груз, перевозимый по этим маршрутам, уже удвоился в 2020 году и, похоже, такая динамика сохранится.

Предполагаемое сокращение сроков отгрузки и рост экспорта после завершения транспортных проектов инициативы “Пояс и путь” будут усилены упрощением процедур торговли и реформами логистики. Улучшение инфраструктуры “Пояса и пути” сокращает время отгрузки товаров из Казахстана более чем на 8%, а торговые издержки — на 4%. 

Но размер этого сокращения может быть в два с половиной раза больше, если транспортные проекты “Пояса и пути” будут сопровождаться реформами, которые вдвое сократят задержки при пересечении границ. Это требует реформ на уровне Евразийского экономического союза, одним из основателей которого является Казахстан наряду с Россией, Арменией, Беларусью и Кыргызстаном.

Некоторые преимущества сокращения времени отгрузки уже видны. Ненефтяной экспорт Казахстана в последние годы вырос, и страна стала привлекательной для иностранных, в том числе китайских, инвестиций в ненефтяной сектор.

Оценки Всемирного банка также показывают, что прирост “Пояса и пути” от сокращения времени отгрузки гораздо больше для ненефтяного экспорта. Внешний спрос на некоторые виды казахстанского экспорта (сельское хозяйство и переработанные пищевые продукты, транспортное оборудование и обработанные металлы), по оценкам, возрастет, поскольку их конкурентоспособное производство зависит от чувствительных ко времени импортных ресурсов.

Замена контейнеров с китайских на казахстанские железнодорожные колеи в Алматы.

Развитие экспорта будет зависеть от тех секторов, которые привлекут адекватных иностранных инвесторов с необходимыми технологиями для производства конкурентоспособной продукции. А также от казахстанского правительства, которое осуществит дополнительные реформы, облегчающие поставки. “Пояс и путь” потенциально может оказать большое влияние на ВВП.

Влияние только улучшенной инфраструктуры на ВВП Казахстана оценивается примерно в 6,5%; в то время как улучшение упрощения процедур торговли и снижение тарифов вдоль коридоров добавят около 9%.

Как уже упоминалось, некоторые из этих реформ связаны с Евразийским экономическим союзом и соглашениями о таможенном режиме. В настоящее время они приобретают некоторую актуальность по мере того, как государства-члены стремятся преодолеть недавние экономические спады, и есть обнадеживающие признаки того, что эти изменения теперь могут быть осуществлены.

ЕАЭС также имеет дополнительные соглашения о свободной торговле с Ираном, Сербией, Сингапуром и Вьетнамом, в то время как Китай подписал соглашение, однако все еще находится в процессе согласования тарифов. Другие страны, как известно, ведут переговоры с ЕАЭС о Зонах свободной торговли, включая большинство стран АСЕАН, Пакистан, Узбекистан, Турцию, Израиль и Египет, все они будут стимулировать казахстанскую торговлю и инвестиции, когда они вступят в силу.

По состоянию на апрель 2019 года Казахстан инвестировал около 30 миллиардов долларов США в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций в рамках Инициативы «Пояс и путь».

Благодаря модернизации национальной инфраструктуры и межконтинентальным транспортным маршрутам Казахстан может ежегодно получать потенциальные транзитные сборы в размере 5 миллиардов долларов США от товаров, перемещающихся через него на другие рынки. Именно этот новый поток доходов можно развивать.

Казахстан перейдет от сельскохозяйственной и энергетической игры к диверсификации путем развития сервисной экономики в области перевалки грузов, логистики, складирования и производства добавленной стоимости. Возможности в этих секторах окажутся выгодными для инвесторов.

Автор — Chris Devonshire-Ellis

Перевод — Анна Чередниченко

Фото Дезан Шира

Данная статья была опубликована “Россия Брифинг” — издательство консалтинговой
компании Дезан Шира и Партнеры. Компания успешно помогает русскоязычному бизнесу
выйти и установить свое присутствие в Азиатском регионе включая Китай, Вьетнам, Индию,
Гонконг, Сингапур, Индонезию, Малайзию и Филиппины. Пожалуйста, связывайтесь с Марией
Котовой по maria.kotova@dezshira.com для получения дополнительной помощи по вопросам
ведения бизнеса в Азии, а также посетите наш сайт для более подробной информации:
www.dezshira.com.

Также по теме:

Казахстан: дорога «Пояс и путь» в Европу и Центральную Азию (Часть 1 )

Казахстан — деловое сердце Центральной Азии

Как выйти на рынок Казахстана

Деловая культура «свободных и независимых кочевников»

Основные барьеры и проблемы при экспорте в Казахстан

Данные успешно отправлены!
Записаться
Подписка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте приглашение на все мероприятия,
проводимые Российским Экспортным Клубом:

Данные успешно отправлены!
Изменить фото
Забыли пароль?

Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту

Изменение данных запроса
Пригласить спикера
Для того, чтобы добавить переводчика в избранное, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Для того, чтобы добавить эксперта в избранное, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Для того, чтобы добавить материал в избранное, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Для того, чтобы добавить вебинар в избранное, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Для того, чтобы добавить мероприятие в избранное, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Эксперт был добавлен в избранное
Перейти
Переводчик был добавлен в избранное
Перейти
Материал был добавлен в избранное
Перейти
Вебинар был добавлен в избранное
Перейти
Мероприятие было добавлено в избранное
Перейти
Для того, чтобы оценить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Вы уже оценили этот комментарий