Испания — пятая по величине экономика в Европейском союзе. В настоящее время страна является одной из самых быстрорастущих европейских государств. Испания с населением в 46,4 млн человек представляет собой крупнейший потребительский рынок в Европе.
Страна считается воротами на рынки стран Латинской Америки, а также вторым по значимости инвестором на южноамериканском континенте.
Испанские компании имеют прочные связи и отличные дистрибьюторские возможности в латиноамериканских странах, что может помочь российским компаниям в выходе и продвижении на этом рынке.
Испания занимает 35 место в экспорте России и 19 — в импорте. По итогам 2019 года общий товарооборот между странами составил 5878,6 млн долларов, из которых на долю экспорта пришлось 2558,6 млн долларов, импорта — 3320,0 млн долларов.
Россия экспортирует на испанский рынок минеральные продукты, металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины, оборудование и транспортные средства, древесину и целлюлозно-бумажные изделия.
Кроме того, наиболее привлекательными секторами являются автомобильный, энергетический, сельскохозяйственный и сектор строительных материалов. По совокупности испанских инвестиций Россия занимает 35 место, а в рамках БРИКС — 4 место.
В свою очередь, Россия поставляет из Испании машины, оборудование и транспортные средства, продукцию химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, текстиль и обувь, древесину и целлюлозно-бумажные изделия.
Для российских компаний, экспортирующих продукцию в Испанию существуют следующие преимущества: один из крупнейших рынков Европы, открывающий доступ к латиноамериканскому рынку, общепринятый деловой язык — английский, узнаваемость товаров российского производства, возможность открытия компании нерезидентам страны, выдача испанскими банками кредитов на открытие компании иностранцам.
К сильным сторонам испанского рынка относятся высокоэффективные транспортные системы, конкурентоспособная стоимость перевозки грузов, наличие квалифицированных поставщиков, расширенная сеть информационно-коммуникационных технологий.
До ситуации, связанной с пандемией по новой коронавирусной инфекцией ВВП Испании демонстрировало рост: 2014 год — на 1,4%, 2015 год — на 3%, 2018 год — на 3,5%, 2019 году — на 2%. По состоянию на 2 квартал 2020 года годовой темп роста ВВП ушел в отрицательную плоскость и составил — 22%.
Тем не менее, Испания в предыдущий период инвестировала в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработке в размере 2% ВВП. В стратегии по развитию науки, техники и инноваций прописано, что к концу 2020 года страна должна расширить международное сотрудничество, содействие частному сектору и его вовлечение в НИОКР, уделять внимание передаче технологий и знаний.
К проблемам и рискам выхода на испанский рынок и ведения бизнеса в этой стране могут стать: высокая ставка НДС в размере 21% и налога на прибыль, ставка по которому варьируется в районе 15-25%.
При том, что банки охотно выдают заемные средства иностранным лицам на открытие компании, в то же время финансовые операторы предоставляют только 60% от запрашиваемой суммы кредита. В рейтинге легкости ведения бизнеса, который ежегодно составляет Всемирный банк, страна по итогам 2019 года разместилась на 30 отметке из 186 с 1 местом по показателю “Международная торговля” и 18 местом по “Разрешение неплатежеспособности”.
Еще одной сложностью может стать длительный срок регистрации бизнеса, который составляет несколько недель, а также высокий уровень коррупции — в Индексе восприятия коррупции Transparency International по итогам 2019 года Испания занимает 30 место из 180 позиций.
Шпаргалка для экспортера: особенности испанской деловой культуры
ТОП направлений для экспорта и ведения бизнеса в Испании
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту