Перед тем как начать экспортировать и вести бизнес в Испании, необходимо подробнее изучить особенности делового этикета, языка и культуры, которые приняты в стране.
Являясь крупнейшей страной в Европе, в различных регионах Испании распространено несколько языков. Дополнительно к основному языку — испанскому, в Каталонии, Балеарских островах и Валенсии говорят на каталанском. В Валенсии также используют язык — валенсия, на северо-западе Испании — гельего, баскском регионе — эускера.
В деловой среде английский язык распространен, но не стоит на это полагаться. Лучше проверить заранее необходимость приглашения на встречу переводчика. Для демонстрации серьезности своих намерений и заинтересованностью долгосрочного сотрудничества необходимо выучить несколько фраз на испанском.
Испанцы общительны и жизнерадостны. Зачастую они очень экспрессивны и активно используют язык тела и жестикуляцию. Большинство жителей страны исповедуют католицизм, поэтому самым важным для них является семья и семейные ценности.
Также здесь высоко ценятся индивидуализм и личная гордость, жесткий характер, общественный ранг и статус. При этом консерватизм и скромность — больше самоуверенности. Доверие и личные отношения — ключ к успеху в ведении бизнеса в этой стране, а личные качества ставятся выше профессионализма, компетенции или способностей.
Неформальное общение, знакомство и завязывание личных отношений являются этапом, предшествующим настройки деловых отношений. Поэтому до заключения первой сделки может пройти длительное время.
Стоит учитывать одну важную черту испанского менталитета — встречают и провожают по одежке. Испанцы стремятся продемонстрировать внешне свое богатство и положение. Внешний вид считается показателем статуса и успеха в бизнесе, так как вера в статус пронизывает все аспекты испанского общества. Поэтому на деловые встречи стоит одеваться элегантно, дорого, избегая ярких и кричащих оттенков.
О встречах стоит договариваться заранее по телефону или по электронной почте, письмом на испанском языке. График работы компаний отличается от привычного длительными перерывами на обед, которые длятся не менее 2 часов. Так что встречи лучше планировать с 10-11.00 утра или вечером после 17.00.
При выборе места встречи необходимо учитывать, что для испанцев рестораны — это отдельный вид социальной активности, хотя и допускается проведение переговоров во время ужина или обеда. Испанцы не приглашают гостей к себе домой, выбирая для встреч кафе или рестораны.
Пунктуальность здесь не обязательна. Опаздывать на встречи — это не редкость. При этом если в северной части Испании допускаются опоздания на 15 минут, то на юге — вплоть до 30 минут.
Вначале встречи или первого знакомства приветствие допускается в виде пожатия руки всем присутствующим. Зачастую испанцы противоположного пола приветствуют друг друга поцелуями в обе щеки, но это не распространено на деловых мероприятиях. Однако, если поцелуй все же уместен, то инициатива будет идти от испанской стороны.
Сразу во время знакомства стоит вручить визитную карточку. Надпись должна быть нанесена на английском и испанском языках. При этом вручать ее стоит верх надписью на испанском.
При обращении стоит принять во внимание, что у испанцев 2 имени и 2 фамилии по материнской и отцовской стороне. Уместно обращаться “сеньор” или “сеньора”, а к незамужним девушкам — “сеньорита”.
Во время деловых встреч не стоит удивляться, если испанцы начнут говорить одновременно, перебивать друг друга. Именно так они выражают открытое несогласие и конструктивный конфликт.
Еще один важный момент — отношение к личному пространству. В Испании личного пространства меньше. Поэтому не стоит отодвигаться и держаться на расстоянии от своих партнеров. Это может быть понято как проявление недружелюбия.
ТОП направлений для экспорта и ведения бизнеса в Испании
Экспорт в Испанию: обзор рынка
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту