Индонезия — географически разнообразная страна, обладающая богатыми ресурсами, такими как: никель, золото, кофе и др. Страна является членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Стратегическое географическое положении Индонезии обеспечивает легкий доступ к другим странам Юго-Восточной Азии, а также Китаю, Японии и Австралии.
Индонезия занимает 59 место в экспорте России. Основными видами товаров, импортируемыми Индонезией из России, являются зерно, удобрения, черные металлы, топливо, алюминий, бумага и картон, оборудование, нерудное минеральное сырье, органическая химия, неклассифицированные товары и прочее.
Международные опросы показывают, что индонезийцы доверчивы к потребителям, очень восприимчивы к рекламе и стремятся попробовать что-то новое. В Индонезии насчитывается более 100 миллионов пользователей интернета. Это третий по величине рынок Facebook в мире и пятый по величине рынок Twitter. Растет спрос со стороны нового среднего класса на современные розничные и потребительские товары, здравоохранение, образование и профессиональную квалификацию, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), транспорт, строительство и производство.
Индонезия является членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Зона свободной торговли АСЕАН (ЗСТ) является частью соглашения Азиатского экономического сообщества (АЕК) между десятью странами АСЕАН, которое позволяет свободно перемещать товары и услуги с 0% — ным налогом. Страна происхождения должна быть одной из стран АСЕАН. (Для получения доп. информации — http://asean.org).
Преимуществом индонезийского рынка является внутреннее потребление, которое приравнивается к 55,8% ВВП. Это помогло защитить Индонезию от глобального экономического кризиса.
Индонезия — это:
Преимущества Индонезии для экспортеров: растущий средний класс; сильное внутреннее потребление; крупнейшая экономика в Юго-Восточной Азии; рост численности населения на 4,5 миллиона человек в год; высокая доля людей трудоспособного возраста; политическая стабильность после перехода к демократии в 1998 году.
Экономический рост Индонезии стимулируется средним классом, который составляет 75 миллионов человек – более чем в два раза больше, чем все население Канады. По прогнозам, в ближайшие годы этот показатель удвоится.
Международные опросы показывают, что индонезийцы доверчивы к потребителям, очень восприимчивы к рекламе и стремятся попробовать что-то новое. В Индонезии насчитывается более 100 миллионов пользователей интернета. Это третий по величине рынок Facebook в мире и пятый по величине рынок Twitter.
Спрос со стороны нового среднего класса растет на протяжении многих лет в таких направлениях, как современные розничные и потребительские товары, здравоохранение, образование и профессиональная квалификация, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), транспорт, строительство, производство.
В рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (http://asean.org) зона свободной торговли, стратегическое географическое положение Индонезии обеспечивает легкий дальнейший доступ к другим странам Юго-Восточной Азии, а также Китаю, Японии и Австралии для британских компаний, стремящихся расширить свое присутствие в регионе.
Основными направлениями экспорта России в Индонезию являются: зерно, удобрение, черные металлы, топливо, алюминий, картон и бумага, механическое оборудование, техника и компьютеры, продукты органической химии и прочее.
Из Индонезии в Россию ввозятся: механическое оборудование, техника и компьютеры, масла и жиры, электрические устройства, аппаратура связи, каучук и резинотехнические изделия, кофе, чай, пряности, обувь, какао и продукты из него, одежда швейная, мебель, осветительная техника, прочие химические продукты.
За январь 2020 года товарооборот между странами составил 222 млн долларов, в том числе экспорт — 77 млн. долларов, импорт — 145 млн. долларов. В срезе по регионам в Индонезию в январе 2020 года экспортировали продукцию из Санкт-Петербурга (33,6 млн.дол.), Свердловской (20,2 млн. дол.), Новосибирской (7,2 млн.дол.), Кемеровской (6,5 млн. дол.), Оренбургской (2,4 млн. дол.), Иркутской областей (1,9 млн. дол.), Республики Саха (Якутия) (1,5 млн. дол), Приморского края (1,0 млн. дол.), Москвы (0,5 млн. дол.).
Прежде чем начать экспортировать в Индонезию, необходимо тщательно изучить рынок, провести маркетинговые исследования и посетить страну. Вам нужно определить, есть ли ниша на рынке для вашего продукта или услуги и насколько цена является конкурентоспособной.
Для большинства государственных закупок рекомендуется использовать местного агента или дистрибьютора, поскольку успешные предложения часто основываются на давно сложившихся отношениях, и участники, не очень известные на рынке, могут быть исключены. Индонезийское национальное агентство планирования предоставляет официальные списки крупных проектов, определенных правительством, которые открыты для иностранных участников торгов — http://www1.bappenas.go.id/id
Значительные инвестиции необходимы в образование и профессиональную подготовку, а также в промышленное оборудование, так как существуют ограниченные возможности индонезийского производственного сектора. Также растет число иностранных компаний, осуществляющих производственные и сборочные операции в рамках инициативы Java Integrated Industrial and Port Estate initiative. (См.: https://www.jiipe.com/).
Индонезия стремится с выгодой использовать свое расположение вдоль самых оживленных морских путей. Зона свободной торговли Батам-Бинтан-Каримун (ЗСТ) превращается в центр судостроения. (См.: http://www.bpbatam.go.id) Зона включает в себя верфи и судостроение, морское, аэрокосмическое, автомобильное направление, производство и сборку машин, узлов и деталей, промышленное и упаковочное оборудование, оборудование для охраны труда и техники безопасности.
Индонезийский розничный сектор огромен и продолжает расти быстрее, чем общая экономика, в результате растущего дохода, роста населения, изменения в образе жизни среднего класса.
Все большее число мировых брендов выходит на рынок впервые или расширяется за счет открытия новых розничных магазинов или представительств.
Существуют многообещающие возможности для российских компаний установить свое присутствие на рынке одежды, обуви, аксессуаров, спортивной одежды, продукции для младенцев, личной гигиены и косметики.
Индонезия планирует увеличивать свой оборонный бюджет. К 2024 году страна планирует минимизировать количество основных военных сил Tentara Nasional Indonesia. Это предполагает существенное увеличение возможностей для поставки или производства истребителей и самолетов наблюдения, боевых танков, морских патрульных судов и подводных лодок.
Индонезийское правительство сосредоточено на создании самодостаточной местной оборонной промышленности. Нормативные акты и офсетная политика направлены на обеспечение закупки у местных производителей. Если нет возможности обеспечить приобретение на местном рынке, то допускается сотрудничество индонезийских компаний (особенно крупнейших государственных предприятий: PT PAL, PT Pindad и PT Dirgantara Indonesia) с иностранными поставщиками и производителями. Стоит учитывать, что в стоимость покупки у иностранной компании включается и передача технологии.
Сложное оборудование все еще покупается за рубежом, и именно здесь открываются возможности для российских компаний.
С населением в 260 миллионов человек индонезийская школьная система является третьей по величине системой образования в Азиатском регионе и четвертой по величине в мире. Она включает в себя более 50 миллионов студентов и 2,6 миллиона преподавателей в более чем 250 000 школах, 92 государственных высших учебных заведениях и более чем 3000 частных университетах.
Индонезия также принимает более 8000 иностранных студентов и ежегодно отправляет за границу на учебу более 84 000 индонезийцев.
Образование занимает центральное место в повестке дня индонезийского правительства в области развития, и за годы, прошедшие после экономического кризиса, его расходы значительно возросли, составив в настоящее время более 20% от общего объема государственных расходов.
За управление системой образования отвечают два министерства. 84% школ находятся в ведении Министерства образования и культуры (https://kemdikbud.go.id), а остальные подведомственны Министерству по делам религий (https://www.kemenag.go.id). Эта система является крупной и сильно децентрализованной, причем более 500 районных органов власти играют важную роль в ее управлении. В Индонезии показатель охвата начальным образованием составляет 100%, а средним и высшим образованием — 62% и 16% соответственно.
Частные школы также играют важную роль. В начальном образовании частных школ насчитывается около 7%, младших средних — 56%, старших средних — 67%. Сектор развивается за счет правительственной программы реформ, направленных на повышение образовательных стандартов и растущего среднего класса с большим количеством денег, которые могут себе позволить потратить деньги на образование.
Российские вузы могут экспортировать образовательные услуги через открытие собственных филиалов в Индонезии. Также перспективны направления профессиональной подготовки (частное обучение иностранным языкам), корпоративного обучения, подготовки учителей.
В Индонезии насчитывается 120 коммерческих банков. Менее 50% населения имеет доступ к финансам, а банковская отрасль растет только на 10% ежегодно. Ожидается, что расходы на IТ в финансовом секторе будут расти и сосредоточены на внедрении финансовых технологий (Финтех).
Индонезия имеет самое большое в мире мусульманское население, составляющее 12,9% от общей численности населения мира. Шариатские финансы составляли лишь 4,9% от общего объема банковских активов в 2014 году, несмотря на то, что почти 90% 250-миллионного населения исповедует ислам. Это очень мало по сравнению с Малайзией, где исламские банки владели 21% общей рыночной доли активов в 2014 году, несмотря на то, что только 61% из 61 миллиона жителей Малайзии являются мусульманами.
Возможности для российских фирм представляются в сферах выпуска облигаций, юридической консультации по исламским финансам, передовой практике исламского финансирования и наращивание потенциала с помощью учебных курсов. Также перспективны направления модернизации основной банковской системы, решения по управлению кредитными рисками, программное и аппаратное обеспечение для депозитов/займов и микрофинансирования, подготовки кадров для управления персоналом.
Индонезия превращается в крупный рынок ИКТ. Страна является четвертым по величине рынком мобильной связи в мире и входит в первую десятку мировых рынков 3G.
В стране создано Агентство креативной экономики для поддержки своих творческих отраслей и укрепления экономического развития.
Перспективны: электронная коммерция, цифровой контент для игровых и мобильных приложений, медиа-контент для кино и анимации, оцифровка телевизионного вещания, рекламные технологии и контент.
Индонезийское правительство планирует вкладывать серьезные суммы на реализацию крупных инфраструктурных планов в транспортном секторе. Часть средств будет направлено на развитие государственно-частного партнерства (ГЧП).
Для российских компаний перспективными будут: предварительные технико-экономические обоснования, технические консультации, архитектурный дизайн, финансовые и юридические консультации, проектное управление, эксплуатация и техническое обслуживание.
Основные инфраструктурные проекты Индонезии:
Нефтегазовая отрасль остается стратегически важной для экономического развития Индонезии. Страна обладает энергетическими ресурсами с имеющимися запасами в размере 3,6 миллиарда баррелей нефти и 104,4 трлн кубических футов доказанных запасов природного газа.
По оценкам, в ближайшие годы на развитие глубоководной разведки и добычи в Индонезии будет потрачено около 1,7 миллиарда долларов США. Для этого будут созданы значительные возможности в сферах бурения, оборудования, трубопроводов, контроля.
Другие возможности существуют в технологии повышения нефтеотдачи пластов (ЭОР) для увеличения добычи нефти, поставке подводного оборудования и услуг, приемные терминалы сжиженного природного газа (СПГ) и объекты повторного использования газа, образование и профессиональная подготовка, метан угольных пластов (куб. м) и потенциально сланцевый газ.
В связи с появлением инфраструктурных объектов возникает острая необходимость в новых электростанциях и развитии электроэнергетической инфраструктуры. Поэтому правительство заявило о намерение обеспечить доступ к электричеству 91% населения Индонезии. Спрос на электроэнергию растет примерно на 7-9% в год.
В результате Индонезия планирует увеличить выработку электроэнергии на 35 000 МВт в течение пяти лет с 2015 по 2019 год. PLN, государственная энергетическая компания, которая в настоящее время обеспечивает 85% электрической мощности, построит электростанции для производства дополнительных 10 000 МВт, остальное поступит от независимых производителей электроэнергии (ИЭС).
Правительство разрешает иностранным инвесторам иметь 95% собственности на проекты электростанций, построенных в рамках ГЧП, в течение периода концессии проекта.
Возможности в энергетическом секторе существуют в строительстве новых электростанций (в основном угольных), развитии передающих и распределительных сетей, оборудовании подстанций, реконструкции и модернизации государственных генерирующих установок, а также управлении активами.
Правительство поставило перед собой цель увеличить использование возобновляемых источников энергии с 6% в настоящее время до не менее 23% в 2025 году. Существуют схемы льготного тарифа (FIT) для стимулирования роста проектов в области возобновляемых источников энергии. Они доступны для биомассы, биогаза и коммунальных отходов.
Индонезия обладает 40% известных в мире геотермальных ресурсов.
Есть возможности для реализации проектов: биомассы, гидроэнергетики, солнечной энергии, ветряной и геотермальной энергии.
Правительство также финансирует многомиллионные проекты по управлению водными ресурсами и отходами в рамках ГЧП.
Индонезия — это большая и разнообразная страна. В разных регионах, скорее всего, будут разные отраслевые кластеры. Необходимы хорошие местные исследования, и вы должны рассмотреть региональные планы и требования к выходу на рынок.
Вам нужно определить, действительно ли существует рынок для вашего продукта или услуги, является ли ваша цена является конкурентоспособной, а также как стоит адаптировать свою бизнес-модель.
Также стоит ответить на вопросы: осуществляли ли вы какую-либо сегментацию клиентов в Индонезии? Знаете ли вы, как лучше всего охватить потенциальных клиентов на рынке?
Вряд ли у вас будут ответы на все эти вопросы с самого начала, и эти «пробелы» могут стать основой для дальнейших исследований. Некоторые из этих вопросов потребуют количественного исследования в вашем секторе, в то время как другие — связаны с более контекстуальными и культурными соображениями.
Каждый год в Индонезии проводятся торговые выставки, которые могут быть полезны для тестирования вашего продукта на рынке.
Существуют различные способы ведения бизнеса в Индонезии, в том числе:
Вы должны провести проверку due diligence сразу после того, как выбрали свой метод входа на рынок.
Однако, если вы хотите установить деловые отношения, которые выходят за рамки экспорта, вам нужно будет провести дальнейшие исследования.
Налогообложение и юридические обязательства различаются в зависимости от того, какую бизнес-структуру вы выберете. Поэтому вам следует проконсультироваться с юристами, чтобы избежать дорогостоящих ошибок и убедиться, что вы начинаете так, как лучше всего подходит для вашего сектора деятельности.
Прямой экспорт означает, что вы поставляете свою продукцию непосредственно клиенту. Вы управляете всей логистикой, маркетингом, продажами, отправкой за границу и получением оплаты. Возможно, вы захотите использовать местных представителей: агента, дистрибьютора, оптовика. Также есть возможности открыть представительство компании или перенести часть производства.
«Penanaman Modal Asing» (PMA) — это корпоративное образование, необходимое для иностранных инвесторов в соответствии с условиями закона об иностранных инвестициях. Оно принимает форму общества с ограниченной ответственностью, акционерами которого являются совместные предприятия, с которым :
Доля участия иностранного инвестора в акционерном капитале должна соответствовать требованиям в соответствии с перечнем отрицательных инвестиций индонезийского инвестиционного Координационного совета (DNI). См. https://www3.bkpm.go.id/home
Иностранные компании могут открывать и содержать представительство, причем представитель может быть иностранцем или местным.
Офису нельзя осуществлять какую-либо приносящую прибыль предпринимательскую деятельность. Однако разрешено проводить стимулирование сбыта, маркетинговые исследования и оказывать помощь местным агентам и дистрибьюторам.
Вы должны назначить сторонних консультантов для оказания помощи в подготовке документации, поскольку работа с правительственными министерствами может быть сложной. Отсутствие прозрачности может привести к тому, что этот процесс продлится дольше, чем вы ожидаете.
Тщательная оценка вашего потенциального партнера может занять много времени и стоить дорого, но это значительно снизит риск возникновения серьезных проблем в будущем. Сторонний консультант должен быть надежным, опытным и, самое главное, иметь тесные связи с соответствующими органами власти.
Индонезия является одним из крупнейших онлайн-рынков во всем мире, с более чем 100 миллионами онлайн-пользователей. Поэтому электронная коммерция постоянно растет. Прогнозируется, что число пользователей электронной коммерции достигнет примерно 40 миллионов к 2020 году.
Однако, электронная торговля в Индонезии по-прежнему регулируется сложным комплексом законов и нормативных актов, и существуют проблемы, связанные с неадекватной инфраструктурой, плохими платежными системами и логистикой.
Для получения лицензии на регистрацию франшизы (Surat Tanda Pendaftaran Waralaba или STPW) франчайзер в Индонезии должен представить копию своего проекта генерального соглашения о франчайзинге и зарегистрировать проспект франшизы в Министерстве торговли Индонезии. ( https://www.kemendag.go.id/id )
Франчайзеры могут заниматься только предпринимательской деятельностью, указанной в их бизнес-лицензиях, и должны использовать местные компоненты по крайней мере для 80% своего сырья, бизнес-оборудования и товаров.
Правила ограничивают количество принадлежащих компании торговых точек, управляемых франчайзерами, до 150 магазинов, таких как: минимаркеты, супермаркеты, универмаги, гипермаркеты и оптовки, а также 250 торговых точек для ресторанов и кафе.
Только уполномоченные банки могут осуществлять валютные операции, связанные с внешней торговлей. Все внутренние финансовые операции должны осуществляться в рупиях, хотя и существуют некоторые исключения.
В вашем договоре будут указаны условия оплаты. Однако, если возникнет какой-либо спор, вам нужно будет обращаться в правовые структуры Индонезии для его разрешения.
Для перевозки более 100 миллионов рупий в Индонезию или из нее требуется предварительное одобрение Банка Индонезии (https://www.bi.go.id/en/Default.aspx), и должны быть сообщены генеральному директору таможни и акцизов (DGCE) (http://www.beacukai.go.id).
За непредставление отчета предусмотрен штраф в размере 10% (максимум до 300 миллионов рупий).
Управление иностранными и внутренними инвестициями осуществляет индонезийский Инвестиционный координационный совет: http://www3.bkpm.go.id/. Он регулирует закон “О компаниях” и закон “Об иностранных инвестициях”.
Инвесторы должны подать заявку на одобрение в Координационный совет. Лицензии на осуществление инвестиций в банковское дело, финансовые учреждения, страхование и нефтегазовую отрасль выдаются отраслевыми регулирующими органами.
Импортные лицензии и разрешения на трудоустройство неиндонезийских работников выдаются Министерством труда и миграции Индонезии.
Экспортные лицензии для Индонезии: у вас должна быть лицензия на поставку в Индонезию всего, что входит в списки стратегического экспортного контроля России.
Индонезия является членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). См.: http://asean.org/.
Зона свободной торговли АСЕАН (ЗСТ) является частью соглашения Азиатского экономического сообщества (АЕК) между десятью странами АСЕАН, которое позволяет свободно перемещать товары и услуги с 0% — ным налогом. Однако, налоговая регулятивная среда в Индонезии является сложной и подверженной изменениям.
НДС и налог на товары и услуги (GST) налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на товары и услуги (GST) применяются к большинству товаров и услуг в Индонезии. Импорт облагается НДС и GST. НДС и GST налоги называются Pertambahan Pajak Nilai (ППН). ППН-это 10% из налога на продажу. ППНБМ — это налог на предметы роскоши. Он взимается в дополнение к ППН и распространяется на предметы роскоши, которые производятся и импортируются в Индонезию. Ставки варьируются от 10 до 50%. Некоторые предметы могут облагаться налогом в размере 75%.
Вы можете обнулить продажу ваших товаров в Индонезию при условии, что вы получите и сохраните доказательства вашего экспорта, а также соблюдаете все другие законы. Также следует убедиться, что товар экспортируется и вы получите доказательства в течение трех месяцев с момента продажи.
Вы должны проверить, что вы заплатили акциз на любой алкоголь, Алкогольные напитки, энергетические продукты, электричество или табачные изделия, которые вы отправляете в Индонезию.
Иностранная компания, имеющая постоянное представительство в Индонезии, будет иметь те же налоговые обязательства, что и налогоплательщик-резидент.
Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства, будут погашать налоговые обязательства путем удержания налога индонезийской стороной, выплачивающей доход. Корпоративный доход облагается налогом в размере 25%.
Подробнее о налогах в Индонезии вы можете прочитать на сайте главного налогового управлении Индонезии: http://www.pajak.go.id/ и на сайте Министерства финансов Индонезии: https://www.kemendag.go.id/id
Ввозная пошлина уплачивается по ставкам от 0% до 150% от таможенной стоимости ввозимых товаров.
Таможенная стоимость рассчитывается на уровне CIF (стоимость, страхование и фрахт). Можно подать заявление на освобождение, отсрочку или реституцию импортных пошлин, если импорт соответствует таким критериям, как: импорт, используемый в производстве продукции для экспорта; капитальные товары, запасные части и сырье по производителям и некоторым другим секторам; оборудование и материалы, импортируемые для использования в проекте, финансируемом за счет иностранной помощи.
Вы можете узнать больше о таможенных требованиях в индонезийской таможне и акцизах, Министерство финансов ( http://www.beacukai.go.id/ ).
В соответствии с соглашением Всемирной торговой организации (ВТО) по сельскому хозяйству Индонезия согласилась устранить нетарифные барьеры на сельскохозяйственную продукцию и заменить их тарифами. Однако очень большое количество барьеров все еще остается. Кроме того, местные органы власти в Индонезии могут также устанавливать дополнительные налоговые или неналоговые барьеры для межрегиональной торговли.
Барьеры многочисленны и разнообразны, а требования меняются в короткие сроки, часто без объяснения причин.
Индонезийское правительство требует предварительного одобрения халяльных процессов каждого экспортера в своей собственной стране перед экспортом в Индонезию. Процесс утверждения халяля в Индонезии является медленным, обременительным и недостаточно прозрачным.
Индонезийская таможенная служба использует график произвольных ценовых проверок, а не фактические цены сделок по импортным документам для оценки пошлин на импорт продовольствия. Однако эти списки и методы, используемые для расчета цен, не публикуются. Следовательно, хотя большинство импортных пошлин на продовольственные товары остаются на уровне 5%, эффективный уровень пошлины может быть значительно выше. Кроме того, присутствуют неофициальные платежи таможенникам.
Индонезийская таможня проверяет всю документацию, прежде чем разрешить ввоз товаров.
Правильное оформление документов имеет решающее значение. Проконсультируйтесь с вашим импортером или агентом о документации, необходимой при экспорте продукции в Индонезию. Различные продукты будут требовать различных документов из-за правил, установленных государством.
Вам понадобится коммерческий счет, который должен быть подписан производителем и содержать наименование и адрес грузоотправителя, место и дата отгрузки товара, наименование и адрес получателя груза, количество и вид упаковок, содержание и вес каждой упаковки, номер тарифа, метки и номера.
Кроме того, вам понадобится сертификат происхождения, коносамент, упаковочный лист и страховой сертификат. А также дополнительные сертификаты, детализирующие содержание и соответствие импортируемого продукта: продукты питания, фармацевтические препараты, семена или химикаты. Проформа счета-фактуры не является обязательной, но будет необходима импортерам для установления цен.
Вы должны уведомить таможню до прибытия товара и представить документы в электронном виде через систему электронного обмена данными. Импортная пошлина применяется ко всем поступающим товарам на основе их классификации из индонезийской таможенно-тарифной книги или кода Гармонизированной системы (ГС).
Доставка товаров в Индонезию
Если вы не разбираетесь в международных процедурах доставки, вы можете использовать экспедитора для перемещения ваших товаров. Экспедитор будет обладать информацией о требованиях к документации, правилах, транспортных расходах и банковской практике в Индонезии.
Доставка ограниченных, запрещенных и опасных грузов в Индонезию
Индонезийские импортеры должны соблюдать многочисленные дублирующие и иногда противоречивые требования к лицензированию импорта для очень большого и постоянно меняющегося ассортимента товаров, которые препятствуют доступу на индонезийский рынок.
Вы должны работать с местным агентом, который может консультировать по последним требованиям лицензирования импорта таких товаров, как: сельскохозяйственные, садоводческие, промышленные, электронные, пищевые продукты и напитки, бытовая техника, текстиль, обувь, игрушки, косметика, животные, продукты животного происхождения, птица, продукция птицеводства, портативные компьютеры и планшеты, мобильные телефоны и алкогольные товары.
Ваш договор должен включать в себя соглашение об условиях поставки с использованием Инкотермс.
Индонезия — мусульманская страна. Вы должны уважать и быть в курсе местных традициях и чувствах, а также всегда вести себя и одеваться скромно, особенно при посещении религиозных объектов.
Официальным языком является индонезийский язык Бахаса. Английский язык широко распространен среди молодежи, но для деловых встреч, особенно за пределами Джакарты и других крупных городов, может потребоваться устный перевод.
Во время встреч вам следует обмениваться визитными карточками сразу после знакомства, предъявив обеими руками или с правой стороны. Нельзя ничего предлагать или брать левой рукой. Визитки стоит подержать немного на столе, а не убирать их сразу. Не начинайте пить, когда вам предлагают выпить, пока хозяин официально не пригласит вас сделать это. Не скрещивайте ноги, когда сидите, так как показывать подошвы ваших ног считается очень невежливым в Индонезии. Не стойте с руками на бедрах или со сложенными руками, так как это считается агрессивным и грубым поведением.
В Индонезии переписка по электронной почте не является обязательным атрибутом делового общения, поэтому, если вы отправили письмо по e-mail, то не ждите, что вам на него ответят. Лучше после встречи отправить официальное письмо, переведенное на индонезийский язык. Затем следует позвонить и удостовериться, что письмо было получено. Однако, не стоит ждать ответа или принятия решения до следующей личной встречи.
Вы должны всегда уважать местные традиции, обычаи, законы и религии. Следует соблюдать все правила и следить за своими действиями, чтобы они не оскорбили местных жителей, особенно во время священного месяца Рамадан или при посещении религиозных районов.
Во время балийского Нового года, известного как Ньепи, местный обычай требует, чтобы все жители Бали соблюдали день тишины, оставаясь в помещении с выключенным светом в тишине. Международный аэропорт Нгура-Рай закрывается на весь день. Тем не менее, экстренным службам и больницам разрешено работать.
Иностранные компании должны быть готовы столкнуться с трудностями при ведении бизнеса в Индонезии. Она занимает 72-е место из 190 мировых экономик в отчете Всемирного банка о легкости ведения бизнеса за 2018 год: http://www.doingbusiness.org
Бизнес должен быть готов к:
Выгоды от ведения бизнеса в Индонезии могут быть значительными. Страна предлагает множество возможностей для иностранных компаний в широком спектре секторов. Тем не менее, компаниям, надеющимся на быстрый успех, рекомендуется не тратить время. Раскрутка бизнеса в Индонезии может потребовать много времени для развития необходимых отношений, прежде чем начнете зарабатывать первые деньги. Компании должны признать это и соответствующим образом планировать свою стратегию входа в бизнес.
Коррупция остается серьезной проблемой для Индонезии и выступает в качестве основного сдерживающего фактора для бизнеса и инвестиций. Взяточничество и подкуп государственных должностных лиц в Индонезии запрещены законом и индонезийское правительство борется со всеми формами коррупции.
Комиссия по искоренению коррупции (КПК) осуществляет контроль за взаимодействием между компаниями и их сотрудниками и государственными должностными лицами, связанными с предоставлением государственных услуг, таких как: выдача разрешений на предпринимательскую деятельность или предоставление другой деловой документации. Однако, коррупция по-прежнему является обычной чертой общества.
Индонезия занимает 90-е место в Индексе восприятия коррупции Transparency International (ИПЦ) за 2016 год с показателем ИПЦ 37, что является значительным улучшением по сравнению с 2014 годом (107-е место), хотя и незначительным падением по сравнению с 2015 годом (88-е место), см.: http://www.transparency.org/. Считается, что крупномасштабная децентрализация правительства, начавшаяся с 2000 года, привела к росту коррупции, несмотря на усилия президента по ее сокращению.
Иностранные предприниматели должны знать, что в Индонезии относительно высок риск столкнуться со взяточничеством или попыткой взяточничества. Чтобы защитить свою компанию от коррупционных рисков, изучите портал: http://www.business-anti-corruption.com/country-profiles/indonesia
Права интеллектуальной собственности (ПиС), как нематериальные активы, являются ключевым фактором конкурентоспособности вашего бизнеса в мировой экономике. ПиС может защитить ваши инновации от конкурентов, а также может быть важным источником денежных потоков через лицензионные сделки или продажу интеллектуальной собственности (ИС). Нарушение прав интеллектуальной собственности может привести к потере бизнеса, доходов, репутации и конкурентных преимуществ, если вы не предпримете мер по защите своей интеллектуальной собственности.
При начале экспорта в Индонезию необходимо как можно скорее зарегистрировать свои права в этой стране, чтобы иметь возможность защищать и обеспечивать их соблюдение.
Права ИС носят территориальный характер. Это означает, что регистрация в России или юрисдикции другой страны не может быть автоматически действовать в стране. Индонезия является членом Всемирной торговой организации (ВТО) с 1995 года. Страна также подписала ряд международных договоров об интеллектуальной собственности (ИС), находящихся в ведении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС):
Соответственно, Индонезия приняла законы, касающиеся патентов, авторских прав, товарных знаков и промышленных образцов, для выполнения своих обязательств по международным договорам. В целом законодательство страны в области ИС является всеобъемлющим и соответствует международным стандартам. Однако некоторые аспекты, включая механизмы обеспечения соблюдения, все еще нуждаются в укреплении.
Помните о «недобросовестной» регистрации торговых марок (намеренная регистрация чужого ранее существовавшего ИС). Отмена недобросовестной регистрации может быть дорогостоящей. Будьте внимательны к коррупции. Индонезийское правительство предпринимает шаги для решения этой проблемы. Однако стоит обсудить потенциальные коррупционные риски с вашим адвокатом при реализации прав через органы власти.
Индонезия работает в рамках системы первичного доступа к файлам, что означает, что первое лицо, подавшее заявку на IP-адрес, будет владеть этим правом, когда оно будет предоставлено. Это означает, что более ранний пользователь может обнаружить, что он нарушает более позднюю регистрацию.
Индонезия является частью сотрудничества АСЕАН по патентной экспертизе (АСПЭК) — региональной программы обмена патентными работами между девятью участвующими государствами-членами АСЕАН (АМС). Цель этой программы заключается в обмене результатами поиска и экспертизы между участвующими ведомствами, чтобы позволить заявителям в участвующих странах быстрее и эффективнее получать соответствующие патенты. «АСПЭК» бесплатен.
Предпринимателям, как правило, рекомендуется больше узнать о проблемах ИС, имеющих отношение к их конкретному отраслевому сектору, и рассмотреть защитные меры на ранних этапах своих планов выхода на индонезийский рынок.
Таким образом, перед тем как начать завоевывать индонезийский рынок, российским экспортерам следует тщательно подготовиться, изучить все нюансы и оценить возможные риски.
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту