Италия по праву считается воротами в Средиземноморье благодаря своему выгодному географическому положению на юге Европы. Фабрики и производства сконцентрированы на севере страны. Сельское хозяйство преимущественно развито на юге. Лидирующей отраслью Италии является машиностроение. Кроме того, важное место в экономике занимают металлургия, нефтехимия и легкая промышленность.
Так как экономика страны диверсифицирована, то возможности для экспортеров и иностранных компаний существуют в целом ряде секторов. В статье кратко рассмотрим самые перспективные направления.
В Италии хорошо развит аэрокосмический сектор — страна занимает 7 место в мире и 3 в Европе. Ведущие аэрокосмические кластеры находятся в районах Пьемонт, Ломбардия, Лацио, Умбрия, Кампания, Апулия. Ежегодный оборот составляет 13 млрд евро, а экспорт — 7 млрд евро.
Италия является одним из значимых производителей автомобилей в Европе и мире. Особенно привлекателен дизайн автомобилей, в том числе небольших городских авто, спорткаров и суперкаров. В 2014 году индекс промышленного производства автомобилей в Италии восстановился, достигнув отметки в 84,4%, а в 2019 году зафиксировался на прежнем по сравнению с 2018 годом уровне — 1,9 млн машин.
Стоит отметить, что в стране растут продажи более экологичных транспортных средств, в частности, электрокаров, гибридных авто, машин, работающих на сжиженном нефтяном и природным газе. От общего оборота на эко-автомобили приходится около 53%.
Для иностранных компаний существуют возможности на итальянском рынке в поставке и производстве компонентов, проведении научных исследований и разработок, а также в автоспорте.
Судостроительная отрасль в Италии развита на высоком уровне, что делает страну мировым лидером в данном секторе. Около 40% мировых заказов на изготовление яхт выполняется здесь.
В стране сделана ставка на укрепление конкурентоспособности портов и логистики на региональном и мировом уровне. В свою очередь, это должно привести к реализации новых инвестиционных проектов, что предоставляет широкие возможности для экспортеров и иностранных инвесторов.
В секторе изготовления мебели и дизайна интерьера в Италии задействовано около 30 тысяч компаний. Ежегодно в Милане проходит крупнейшая выставка Salone del Mobile. В стране будет востребован импорт материалов и компонентов, инновационных решений в дизайне и интерьере, экологичные технологии.
В Италии оборот компаний, специализирующихся по производству и продажи косметических средств и парфюмерии в среднем составляет около 9-10 млрд евро. В основном рост рынка происходит за счет растущего спроса на натуральные и органические косметические продукты и парфюмерию. Ежегодно в стране проходит крупнейшая мировая выставка Cosmoprof
В Италии производится около трети предметов роскоши в мире. В стране один из самых высоких показателей покупки модных вещей в мире. Здесь проводятся ведущие торговые ярмарки, а поток иностранных туристов оставляет приличные суммы денег, приобретая итальянские модные товары. К тому же, многие бренды выходят на рынок Италии для того, чтобы масштабировать бизнес в другие зарубежные страны.
Одним из самых перспективных каналов продаж является электронная коммерция. Онлайн-продажи в среднем увеличиваются на 20-25 % в год. Именно этот канал является наиболее удобный для экспортеров, в том числе и для российских товаров.
В настоящее время в Италии школы проходят этапы реформирования. В приоритетах являются обучение иностранным языкам, цифровым навыкам и экономическим дисциплинам в школах, повышение квалификации учителей, онлайн-образование, внедрение wi-fi в учебных заведениях.
До конца 2020 года около 3 млрд евро будет потрачено на совершенствование системы образования за счет более широкого использования новых технологий, переподготовку и повышение квалификации преподавателей, совершенствование коммуникационных и информационных систем, а также повышение прозрачности и эффективности административного и финансового управления.
В общем и целом, заявленные реформы и средства представляют собой хорошие возможности для экспортеров образовательных услуг.
В Италии присутствует тенденция “стареющего общества”. Поэтому национальная система здравоохранения проводит процесс реформирования с учетом повышенного внимания к профилактике, перевода пациентов на амбулаторное лечение, развитие оказания медицинских услуг онлайн и в электронном виде.
Для экспортеров и инвесторов существуют возможности в поставках инновационного оборудования и медприборов, диагностического оборудования, инновационных средств и приспособлений для инвалидов и пожилых людей, электронные средства по уходу, пищевые добавки и продукты для диетического питания.
Трудности ведения бизнеса в Италии
Особенности итальянской деловой культуры
Выход на итальянский рынок: открытие компании и налоги
Ворота в Средиземноморье: привлекательность рынка Италии для экспортера
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту