По культурной составляющей Италию можно разделить на 2 части: север и юг. Регионы разнятся по традициям и языковым диалектам. Северяне кажутся более сдержанными, а южане — открытыми и дружелюбными.
В итальянской деловой среде распространено знание английского языка. Рекомендуется в знак уважения и серьезности намерений вести бизнес в этой стране немного говорить по-итальянски. Во время деловой переписки по электронной почте следует писать на итальянском языке просто и лаконично. Не стоит полагаться на онлайн-переводчики из-за большого количества погрешностей.
Приветствовать и прощаться с партнерами необходимо рукопожатием, произнося “Buongiorno” (доброе утро) или “Buonasera” (добрый день/вечер). Сначала стоит поздороваться за оби руки с людьми более старшего возраста и дамами. Допустимы и теплые объятия, если вы уже знакомы. При обращении к итальянцу перед фамилией нужно добавлять “Синьор” или “Синьора”. Перейти к именам можно только после того, как вам предложат это сделать.
Отношение к бизнес-леди здесь нейтральное. Однако в стране самый низкий в Европе показатель трудоустроенных женщин в возрасте от 18 до 65 лет. В то же время женщины могут занимать высокие посты и должности технического профиля. Так что иностранки вполне могут вести бизнес в Италии без каких-либо проблем.
В Италии распространено проведение деловых переговоров во время обеда или ужина, которые могут затянуться на несколько часов. Отказ от приглашения может быть воспринят как неуважение. За трапезой допустимо разговаривать на тему культуры, искусства, семьи, вину или блюд. Разговоры о профессии и темы о работе считаются невежливыми.
Согласно деловому протоколу договариваться о встрече нужно заранее, а перед назначенной датой необходимо созвониться и подтвердить намерения. Бизнес-мероприятия лучше не планировать на август из-за большого количества католических праздников, в которые многие предприятия не работают. Самым удобным временем для назначения встречи является 10-11 часов утра или 15 часов дня.
Итальянцы не придают особого значения пунктуальности. Иностранцам все-таки рекомендуется из вежливости приходить на встречу вовремя. Но стоит быть готовым к тому, что итальянские коллег могут опоздать на встречу.
Деловым переговорам должна предшествовать подготовка. Раздаточный материал должен быть продуман и выполнен в хорошем дизайне и отличном качестве. Зачастую итальянцы придают бОльшее значение внешнему виду и оформлению материалов, чем их содержанию.
Встреча может протекать очень медленно, не стоит выражать озабоченность по этому поводу. Проявление нетерпимости может показаться грубостью. Также не стоит удивляться, если во время беседы раздастся громкий телефонный звонок, а сам телефонный разговор будет выглядеть навязчивым.
Итальянцы могут быть импульсивны и разговаривать очень громко. Язык жестов богат, среди самых популярных сгруппированные кончики пальцев вместе против большого, который означает вопрос “что это?” или “что ты хочешь?”, и “коза”. Если “рога” последнего направлены вниз, то это является символом защиты от невзгод, а если вверх — признак оскорбления.
Напоследок отметим, что особое внимание стоит уделить своему внешнему виду. Для итальянцев очень важен ваш стиль в одежде. То, как вы будете одеты, итальянские партнеры будут считать отражением социального статуса и успеха в бизнесе. Поэтому стоит быть в дорогой и стильной одежде.
Трудности ведения бизнеса в Италии
Выход на итальянский рынок: открытие компании и налоги
Перспективные отрасли для ведения бизнеса в Италии
Ворота в Средиземноморье: привлекательность рынка Италии для экспортера
Напишите Вашу электронную почту, и мы вышлем ссылку для восстановления пароля Вам на почту